Шляпентох's блог

Июнь 8, 2010

ГРУСТНОЕ ЛУКАВСТВО АЛЕКСАНДРА ЛИВШИЦА

Filed under: Uncategorized — shlapentokh @ 4:26 пп

ГРУСТНОЕ ЛУКАВСТВО АЛЕКСАНДРА ЛИВШИЦА

       Просматривая “ Известия”, в общем очень конформистское издание, я редко пропускаю колонку Александра Лившица. Мне казалось, что, несмотря на  его “хождение во власть”, он старается быть честным автором. А это совсем не просто в нашем мире. Однако после его очередной  публикации “Юбилей дубинки” (26 мая 2010) я стал сомневаться в  своей  уверенности  в том, что известинский колумнист так уж озабочен истиной.  В этом тексте автор выражает недоумение, почему  знаменитая в свое время поправка Джексона-Вэника (ПДВ)  не отменена спустя 35 лет после ее одобрения  конгрессом США, ибо повод для нее — препятствие свободной эмиграции из СССР — давно исчез вместе с  гибелью Советского Союза  и  каких-либо ограничений  для выезда из страны.

Если бы  Александр Яковлевич  завершил свой текст  неодобрением  Америки (ведь не всегда ее критики не правы, каковы бы ни были их мотивы), то у меня не было бы основания для  пересмотра о нем своего мнения. Ведь он действительно прав в своем осуждении “заокеанских лидеров”, которые “слова не держат”  и  не желают  отменить  анахронический закон.  Но, увы ,А.Я.  не остановился  на этом. Он решил представить себя самого (наряду с СССР и с  нынешней Россией) как жертву ПДВ. Оказывается, неприятности, с которыми А.Я. столкнулся во второй половине 70-х годов после защиты кандидатской  (“меня никуда не брали”, “даже в среднюю школу”), — прямой результат ПДВ.      

Нужно полагать, что до поправки Джексона –Вэника дискриминация  по пятому пункту при приеме на работу или в вузы  отсутствовала, и  кандидат наук с фамилией Лившиц и  в 1960ые, и в начале  1970ых  (не говоря уже о 1940-1950ых)  мог рассчитывать  на полную справедливость в отделах кадров. Забавно, что А.Я., рассказывая о своих злоключениях “невольной жертвы  ПДВ”, не решился прямо назвать себя евреем (что-то ему мешает это сделать и по сей день)  или даже употребить термин антисемитизм.  Колонку “Юбилей дубинки” можно с успехом использовать в преподавании софистики как пример  перестановки причины и следствия.  А.Я. не брали на работу не из-за ПДВ, а из-за той  кадровой политики, которая была окончательно сформирована Сталиным в конце 1930ых. Брежневские власти  использовали ПДВ  как одно из новых, наряду со старыми, обоснований этой политики.

Однако лукавство колумниста идет еще дальше. Он как бы внушает нам, что поправка резко усилила еврейскую эмиграцию и чуть ли не посеяла панику у кадровиков, что губило карьеру молодого кандидата. На самом деле (а я это знаю доподлинно, ибо эмигрировал именно тогда) поправка  скорее негативно сказалась на эмиграции, и число “отказников” росло с каждым днем, пока  в начале 80ых эмиграция по сути не была прекращена.

Между тем, поправка действительно могла, как утверждает  А.Я., отравить жизнь молодого ученого, если бы он  «не сделал  заявления».  И дальше, как пишет в заключении  о «заявлении»  и о его последствиях Александр Лившиц: “Суть: это моя страна. Хочу жить только здесь. Я никогда и никуда не уеду. Могу расписку дать. Как ни странно, подействовало. Поверили. Пожалели. Трудоустроили”. Так с полным пиететом  к справедливой советской власти  (ведь “пожалели” !) и заканчивает Александр Лившиц описание счастливого конца данного драматичного эпизода в жизни способного советского еврея. В  этой истории есть загадочное место. Кому же Александр Яковлевич сделал “заявление”?  Кто же его “пожалел” и  выдал ему справку о благонадежности, которой он гордится и сегодня?  

И последнее. Поразительно, что Александр Лившиц , за плечами которого  должность российского вице –премьера, и сейчас ,видимо,  не понимает  несовместимость чувства собственного достоинства  и умиления перед властью ,которая его “пожалела”. За что же  великодушная власть должна была  “жалеть” молодого человека ? Видимо, только за то, что выпала ему участь быть евреем . Так и слышатся  интонации  сердобольного чиновника  из неизвестного нам  ведомства ,снимающего вину с несчастного А.Я. за его неудачное происхождение  и заодно и за проклятую поправку. А если А.Я. действительно написал “расписку”  о своем отказе навсегда  от права выезда , о чем он пишет как бы в сослагательном наклонении, то  можно действительно поверить А.Я. ,что он был прощен за “все”.

2 комментария »

  1. А что Вы хотели от человека, который свечки в церкви ставил? Я с уважением отношусь к предствителям всех конфессий, но только в том случае если эта вера соответсвует внутренним убеждениям, а не является способом получения каких-либо преференций. Конечно тогда были и героические люди, которые учили тору,соблюдали кашрут, сидели в «отказе». Но и для простого человека всегда был выбор, обусловленный его мировоззрением, ценностями, идеями.Не знаю почему не мог устроиться на работу Лившиц, но тогда же, в 70е, мой дядя (еврей и по паспорту и по лицу)защитил кандидатскую диссертацию и преподавал экономику в одном из университетов Уфы. Тупость некоего бюрократа — не оправдание для неприличного поступка который совершил г-н Лившиц.Тем более не стоило об этом публично вспоминать. Лучше бы он покаялся за то, что его компания (Русский алюминий) довела жителей Пикалева до голодного бунта или за тот финансовый беспредел 96-97 годов к которому он был причастен как министр финансов и вице-примьер.

    комментарий от Михаил Бреслер — Август 18, 2010 @ 6:55 дп | Ответить

  2. Жаль, что вы редко пишите, а я плохо понимаю по-английски.

    комментарий от plutin — Декабрь 28, 2010 @ 5:25 дп | Ответить


RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Добавить комментарий

Блог на WordPress.com.

